Невероятное путешествие с подробностями

(Заполярье. Кольский полуостров. Сплав по реке Умба и Белому морю)

В июле 2013 года началось незабываемое и полное приключений путешествие по Заполярью. Среди участников была и представительница компании Оштен-Тур – Зиньковская Екатерина. Команда из 4 человек отправилась на катамаране в водный поход 3 к.с. по реке Умба и Белому морю. О том, как это было, расскажет наша участница.

Фотографии похода можно посмотреть здесь

Открытие первое: ночь

В Апатиты поезд пришел около десяти вечера. Выгрузившись на перрон и вдохнув запах приключений, так и витавший в воздухе, я вдруг замерла. Так светло! Совершенно и абсолютно! Так вот они какие, белые ночи! Привычные сумерки и не думали появляться в этот час, чего уж говорить о звездных южных ночах? Не успели мы опомниться, как наши рюкзаки подхватили и быстренько утащили предприимчивые таксисты (из Баку!). Через полчаса по разбитой асфальтовой дороге (господи, мы проезжали мимо Хибин! Мимо! Обязательно надо вернуться!) прибыли на реку. Дикий холод повергал в ужас. Для севера, конечно же, это нормальная температура, но мне, южанке до мозга костей, было очень холодно. Взвалив на спины огромнейшие неподъемные рюкзаки, мы углубились в лесную чащу. Кстати лес заслуживает отдельного воспоминания. Нигде раньше я не встречала столь высоких сосен и берез. Словно корабельные мачты, мощные и ровные стволы упирались в небеса. Сам лес был… дремучим… мшистым… густым… но светлым. Просто сказочным! В первое время я не могла налюбоваться на северную природу и фотографировала все подряд – каждый куст, каждый камень, каждый цветок. Чернике вообще посвящена целая отдельная фотосессия. А растет ее тут ОЧЕНЬ много. Можно лежать на животе и просто срывать ее губами. Эту ягоду, как и голубику, и морошку, растущую на мшистых болотах, я видела впервые в жизни. Немудрено, что ела я только ягоды. А еще здесь повсеместно растет Иван-чай. Представьте себе целые поля ярко-сиреневых цветов почти в человеческий рост, с листиками-трубочками, из которых вырывается белый пух – это и есть Иван-чай. Но вернемся к нашему первому дню. Прибыв на место и разбив лагерь, приступили к приготовлению ужина. Небо все такое же светлое, а на часах уже 00:34! В голове все не укладывались белые ночи.

Открытие второе: страх

Сегодня у нас стапель! А именно – сборка нашего судна. С утра парни начали «шерстить» лес в поисках подходящих стволов. Из них потом делали каркас для будущего катамарана. Я тоже помогала – обжигала и замачивала вязки – веревочки, которыми связывается каркас. Так как на этом закончилась вся женская работа, меня отправили в лес за черникой. Прихватив кружку, я беспечно отправилась в самую чащу, где видела заветные темно-синие ягоды, и принялась их собирать: одну в кружку, пять в рот. Рассказы ребят о том, что тут водятся медведи и росомахи старалась не вспоминать. Ну водятся и пусть себе дальше водятся, не подойдут же они сюда в самом деле – крутилось в голове жалкое подбадривание. Вдруг лесную тишину разорвал хруст ломаемых ветвей – некто довольно быстро двигался в моем направлении и не особо при этом осторожничал. Кто сказал, что от страха внутри все холодеет? Бред! От испуга по венам разлился невероятный жар! Приподнявшись, я замерла и стала ждать гостя, вспоминая все, что слышала о больших и страшных медведях. К счастью, долго вспоминать не пришлось, т.к. из-за деревьев показалась знакомая футболка, а в ней Денис. Не доведут меня до добра мое бурное воображение и большая впечатлительность!

Открытие третье: вода

Из черники сварили компот, катамаран собрали. После трудового дня было решено искупаться в Умбе. Решить-то решили….. Но вода в 10 градусов (как подсказал биологический термометр) не совсем располагала к принятию ванн. Вернее, совсем не располагала. Брр!.. а впереди еще 2 недели этой воды! Но вот настал долгожданный момент: наш корабль спущен на воду, вещи уложены, а мы отчаливаем. Я – матрос! А еще был матрос Зубыч, старпом Денис и капитан Юрич. Никогда ранее не испытывала подобных ощущений, их и описать-то невозможно! Но кто ходил по воде, тот поймет! Спустя 2 часа маканий весла в воду впереди показался первый порог – Падун. Сначала я героически собиралась его проходить, хотя прекрасно понимала, что ничего не понимаю, а опыта нет совершенно. Выйдя на берег, мы отправились детально изучать порог и решать, как его проходить. И тут я заметила, что все скалы усеяны посмертными табличками… Это водники, туристы, спортсмены… люди, чьи жизни забрала река. И как-то сразу боевой дух пропал. Куда же я лезу? В результате на берегу нашлась группа водников, которая согласилась заменить двоих из нашего экипажа – меня и Дениса, только-только снявшего гипс. Вооружившись камерой, я заняла самую удобную позицию для видеосъемки, а старпом с «морковкой» (веревка, которую бросают потерпевшим крушение) страховал экипаж чуть выше по течению. Тут долго рассказывать не буду – Падун пройден был отлично, и Зубыч просто сиял от удовольствия. Примечательна наша стоянка была тем, что здесь мы познакомились с замечательной пожилой парой из Минска, вдвоем они сплавлялись по Умбе и просто наслаждались друг другом, походом, севером, жизнью. Хочу такую же участь и для себя.

Открытие четвертое: озера

Сегодня нас ждут озера! Капитан пугал все утро, мол, они сложны для прохождения, так как там грести надо усиленно, течения совсем нет. А если еще и «мордевинд» (ветер в лицо) подует, так вообще станем заправскими Гребублями. Но погода радовала – солнышко, небо ясное, ветра нет… Юрич и Денис всю дорогу пели и даже танцевали. Так мы прошли озера Верхнее Капустное, Среднее Капустное и Нижнее Капустное с порогами, шиверами, плесами, островами… Причем местами вода была по щиколотку, а местами такая глубокая, что и дна не видно! На одном из озер я совершила неравноценный обмен с водой: капитан увидел на дне карабин и попросил достать его. Нырнула, достала… а потом вспомнила, что на мне были солнцезащитные очки… но их было уже не вернуть. Пусть это будет моя самая большая жертва Умбе – подумала я. Где-то на озерах (или за ними) мы сделали дневку с расслабленным отдыхом, рыбалкой, чтением книги под сосной и походной банькой. Примерно в обед я проснулась от того, что услышала посторонние голоса и с любопытством вылезла из палатки. Оказалось, наши минчане! Не смогли пройти мимо и причалили к нам! Уже под вечер натопили баньку, попарились всласть, то и дело прыгая в холодную быстротечную Умбу и плескаясь от удовольствия. А ночью (если можно «день» назвать ночью) мы с Денисом отправились ловить рыбу. Вернее, Денис ловил, а я не мешала ему. Хариусы и сёмга стали нам наградой! Засолили их, а утром был нам всем чудесный завтрак. После дневки грести вообще никуда не хотелось. До этого переходы были короткими и легкими, расслабились заметно. Но поход есть поход и надо было работать веслами. Впереди нас ждал очень насыщенный порогами участок реки: Разбойник, Семиверстный, Карежка, Карельский, Канозерский. Все пороги мы проходили на ура, с азартом и каким-то необъяснимым восторгом. Хотя, восторг как раз-таки очень объясним. Бочки, петухи, валы, шиверы, брызги холодной воды и наши с Зубычем крики «Обливник справа! Обливник слева! ОБЛИВНИК!!!». И самый настоящий слалом между этим всем. «Правый, сильнее!!!» – и я гребу, выпучив глаза и выкладываясь, как только могу, «Зуб, подтабань» – и матрос опускает весло, делая тормозящее движение. На ладонях даже через перчатки появились мозоли, мышцы ныли, руки не слушались – такова цена прохождения порогов. Но ее хотелось платить. По пути мы причалили к высокому берегу размять косточки и случайно обнаружили на нем множество деревянных идолов, как новых, так и довольно старых. Перед Канозерским порогом мы причалили. Разбили лагерь и долго ходили по скалистому берегу, изучали маршрут прохождения. «Там бочка, ее обходим, а там два петуха сразу и обливники… а вон там нас прижмет к правому берегу» – со знанием дела обсуждали Юрич и Денис. Порог длинный, сложный, с затяжной шиверой. Но, как неустанно повторяли парни, он еще и «вкусный». Что такое вкусный, я пойму завтра, а сегодня мы с Денисом отправились гулять по обрывистому берегу, фотографировать меня и смотреть выходную шиверу Канозерского порога.

Открытие пятое: КАНОЗЕРО

Нет, те озера были вовсе не озера…. А как хорошо начинался день! Пройдя порог «Канозерский» и следующую за ним предозерную бочку на пятерку с плюсом мы вышли в 20-километровое Канозеро. Как наивна я была, радуясь его бескрайности! Озеро было большое и поистине красивое. Полнейший штиль подарил нам зеркальную гладь воды, простирающейся до самого горизонта. Мы гребли долго и усердно, а, обернувшись, увидели, что прошли ничтожно мало. День обещал быть тяжелым. И не зря обещал: начавшийся вдруг ветер взбудоражил озеро и поднял на нем огромные волны, как на море. И ладно бы нам с волнами по пути было! Но по закону подлости (читай по закону Канозера) опять был дичайший мордевинд. Впереди замаячил остров «Скалистый» – важнейшее достопримечательное место с петроглифами – древними наскальными изображениями, датирующимися 4-2 тыс. до н.э. Стоянка тут запрещена, поэтому, немного отдохнув и осмотрев следы древности, мы вновь бросились сражаться с волнами. Умные люди проходят озеро ночью, когда оно тихое. Еще умные люди берут моторку, чтобы не погибать геройски с веслом в руках. Но поскольку к нам это ни в коей мере не относится, то забудем про умных, я вам лучше расскажу, как мы 8 часов налегали на весла и шли от мыса к мысу, и всякий раз капитан, а потом и Зубыч, говорили «ну вот за тем мысом точно есть стоянка!». А стоянки все не было и не было. Лишь узкий каменистый пляж и густой непролазный лес без намека на место, где можно впихнуть палатку. Мы молчали, мы пели, мы ехидничали, мы истерически хохотали и снова молчали, работая уже на автомате. В очередной раз остановившись, чтобы проверить «тот самый мыс» на наличие стоянки, я упала на какой-то валун и попросила бросить меня здесь. Ребята сжалились и нашли место для палатки (может, надо было еще раньше упасть на одном из предыдущих мысов?). К слову сказать, стоянка оказалось на удивление удобной: густой, дремучий и, как следствие, сухой лес обступал нас со всех сторон. Посему отпала необходимость далеко ходить за дровами – протянул руку, отломил ветку, бросил в костер. Даже подниматься с места не приходилось, что было очень удобно ввиду дикой усталости. Что и как ели я уж и не вспомню, но это было невероятно вкусно! Помню только, что мне досталась сгуня (разве можно сгущенку, этот милый сердцу продукт, называть как-то иначе? Сгуня! Сгунечка!). Долгожданный отдых принес расслабленность и истерический смех по поводу и без. Жаль, не успела запечатлеть как два взрослых (и по идее серьезных) мужика ползают около костра на четвереньках и что-то сквозь смех выкрикивают, а Зубыч сидит, спиной привалившись к дереву, и тычет в них пальцем: «я с ними, но у меня нет сил!». А утром снова… Канозеро…

Открытие шестое: морошка

Этот день ничем не отличался от предыдущего. Разве только тем, что большая часть озера уже была пройдена и довольно быстро мы причалили к чудесному песчаному пляжу. Мелкий белый песочек плавно переходил в полянку, на которой мы разбили лагерь. С одной стороны лес и болота, с другой – заросли Иван-чая с заколоченным рыбацким домиком. Поужинав, искупавшись и погуляв по берегу, я решила вообразить себя пляжным отдыхайкой и потащила коврик на берег. К этому времени белые ночи стали не такими уж и белыми – мы наблюдали красивейшие закаты над озером, когда солнце расплавленным золотом втекало в воду. А далеко за полночь мимо нас черными беззвучными тенями проскользили две байдарки – это умные люди шли по озеру ночью и сейчас искали место для стоянки. Поутру на болоте в героических сражениях с невероятно жирными комарами была собрана и съедена совершенно чудесная ягода-морошка. Внешне чем-то напоминает желтую малину, но вкус ни с чем несравним. Кстати о птичках, то есть, о комарах. Хотя, в размерах эти комары ничуть не уступают птичкам. В общем, вы уже, наверное, поняли, что комары здесь самые настоящие КОМАРИЩА – большие, наглые, кусучие и летают преимущественно стадами. А с ними столь же многочисленные и не менее кусучие стада мошек. Утро выдалось особенно жарким и мы немножко повалялись на песочке, загорая и нежась, но время шло и пора было выходить на воду. Сегодня я решила идти без гидрокостюма – солнце знатно припекало, и не хотелось одеваться ни во что теплое (впоследствии я пожалела об этом опрометчивом поступке – на севере еще как можно обгореть! Точно вам говорю!). Выйдя из озера, мы прошли множество мелких и незначительных порогов, поймали по пути двух огромных щук и одного красивого окунька. Впереди нас ждал последний и очень серьезный порог – «Падун на Низьме». Когда я его увидела, то предложила сделать обнос. Моя идея, конечно же, была оценена. Ага, как же! Такой «вкусный порожек» обносить!? Сегодня решили остаться ночевать над порогом, а поутру пройти его и завершить речную часть похода. Кстати, на ужин была совершенно бесподобная уха и жареная рыба! За что отдельные благодарности нашим рыбакам – Денису и Зубычу. А еще на нашей стоянке мы обнаружили самодельную табличку, указывающую, в каком направлении можно найти мобильную сеть МТС. Но ни МТС, ни Билайн, никакой другой оператор вот уже неделю тут не ловил и ловить не собирался. Дома-то поди волнуются...

Открытие седьмое: муравьи

Разбудил нас крик капитана: «Вставайте, мазуты береговые! Сейчас порог будут проходить!» – и точно, один экипаж уже прошел и ждал пару на катамаране, снимая их на видео. Замечу, что Падун они прошли просто великолепно, их даже в бочке не прижало. Пролетели как пробка. То ли от того, что я уже провела довольно долгое время рядом с этим порогом и привыкла к его виду и к мысли о том, что мы его будем проходить, то ли от наглядного примера прохождения, а, может, от всего сразу… Но бояться я перестала. Напротив появился азарт и желание поскорее войти в порог. Мы позавтракали, собрались и… разобрались. Оказалось, вчера, сев на один из обливников, мы пропороли баллон. Спуск на воду был отложен на неопределенное время. Что ж поделать, я отправилась собирать чернику – благо ее тут хоть лопатой греби, а Денис приступил к ремонтно-пошивочно-заклеечной работе. Чем в это время занимались Зубыч с Юричем не задокументировано. Почему открытием стали муравьи, а я о них молчу? Хорошо, рассказываю. Тут я нашла несколько больших, нет, огромных муравейников, в которых жили огромные муравьи! Таких я видела впервые. Они отчаянно нападали на мой фотоаппарат, атакуя его своей муравьиной кислотой, и махали на меня лапками. От ее кислой концентрации очень хотелось чихать. Смешные маленькие и чрезвычайно отважные воины! В этот раз из черники я приготовила чудесное варенье, которое мы с хлебом быстренько умяли за обе щеки. Около трех часов дня катамаран был готов к эксплуатации, и мы снова приступили к сборам. Как и предыдущие группы, порог мы прошли отлично, нигде не зацепились, не сели, в бочке зажаты не были. С победным улюлюканьем мы пронеслись мимо неизвестно откуда пришедших зрителей, смотревших на нас большими глазами в гробовом молчании. На этом экстремальные пороги закончились, сменившись малозначительными мелкими шиверами и порожками, которые мы проходили, особо не напрягаясь. Впереди показалась рыбацкая деревня «Погост», после которой началось вытянутое озеро «Медвежье плёсо», поросшее чудесными кувшинками с нежным и едва уловимым ароматом.

Открытие восьмое: отливы и приливы

В последний раз переночевав на реке, мы сделали заброску на берег Белого моря где-то в Кандалакшском заливе за поселком Колвица. Первое, на что я обратила внимание… (хм, что же было первым из всего, что привлекало мое внимание?). Берег был усеян разноцветными камнями, среди которых встречались гранат, гранит, кальцит и какие-то еще, уж и не вспомню всех названий. А среди камней тут и там лежали выброшенные на берег прозрачные медузы с темно-вишневой серединой и крапинками. В воде у них я видела длинные нитеобразные хвосты. Еще на берегу оставались комки ламинарии и каких-то непонятных водорослей, усыпанных плотными шишечками с воздухом (подобно пленке с пупырышками, которые все так любят лопать). Не знаю почему, но именно эти водоросли мы назвали капустой и не полюбили по ней ходить. Белое море интересно тем, что на нем ярко выражены приливы и отливы, поскольку оно сообщается с Северным Ледовитым океаном. Каждые шесть часов можно наблюдать пиковые состояния, а вода идет невероятно быстро. Только что кругом было сухо и вот уже по колено, а вот и по пояс. В отливы обнажались камни с интересными рачками, прячущимися в своих маленьких раковинках, а еще с мидиями. Их тут можно было собирать в неограниченных количествах, что я, собственно, и делала.

Открытие девятое: росомаха

На море мы сделали двухдневную стоянку. В первый день Юрич и Зубыч отправились в Кандалакшу за билетами, а мы с Денисом приступили к заготовке дров для будущей бани. В заброшенные сети попалась камбала и треска, в лесу нашлось много грибов – в общем, пир горой! А наши засланцы привезли из города вкусняшки к чаю, которые до чая так и не дожили. На другой день настала наша с Денисом очередь гулять, и мы отправились покорять Домашние сопки, а именно гору Окатьеву. Сначала по лесовозной дороге, потом по густому лесу, по каменным плитам и таким непролазным дебрям… мы достигли вершины. Отсюда открывался невероятный вид на залив и острова, мы даже разглядели нашу стоянку далеко-далеко внизу. А на самой вершине мы обнаружили… рай! Теперь я всем могу смело говорить, что побывала в раю! На обратном пути мы немного сбились с курса, и зашли в какое-то болото, потом все-таки нашли дорогу, а на ней - отпечаток большущей когтистой лапы. Поскольку мишек в этих местах уже нет, был сделан вывод, что тут прошлась росомаха. Вернулись мы к вечеру и сразу в баньку – как она была хороша!

Открытие десятое: звезды

И снова пора браться за весла. На море мы попали под попутный ветер и бежали по волнам, наслаждаясь видами. Красивые острова, мысы, обилие чаек и уток (встречались эти птицы и на реке, но тут их было особенно много). Неожиданным было появление белухи – несколько раз показывала она нам свою большую белую спину. Хорошо, что не приняла нас снизу за рыбу и не перевернула! А причалив к месту очередной стоянки, повстречали морского котика. Он плавал вдоль берега и, вероятно, искал местечко для ночевки. Нашел или нет – мы уже не увидели, поскольку котик скрылся из глаз. Берег моря в этом месте отличался мельчайшим белым песком и каменными ваннами. Вода в них нагревалась и, в отличие от моря, была приятно-теплой. В одной из таких ванн Зубыч вальяжно трапезничал борщом – иначе это и не назовешь. Мы же расположились по соседству, на сухих горячих плитах. Сегодня снова был красивейший фиолетово-синий закат над морем, а заходящее солнце окрасило воду в красное золото. Ночью нас разбудил настойчивый лай. Чей-то пес стоял около палатки и звонко гавкал, не желая понимать, что время позднее, что мы устали и совсем не хотим его слушать. Он лаял и лаял, пока к нему не вышел Зубыч. Оказалось, это лайка – молодой пес, которому не терпится поиграть. Утром он снова был тут – прибежал нас будить радостным лаем. Как выяснилось, хозяева его причалили недалеко от нас и Алтай – именно так звали нашего ночного гостя – посчитал нужным познакомиться. Он даже провожал нас, когда мы отчаливали. Предстоял завершающий ходовой день. По пути мы посетили археологический памятник – каменный лабиринт, датирующийся 2 тысячелетием до н.э. А еще мы доставали звезды, но не с небес, а со дна. Розовые и оранжевые, ими было усеяно все дно. Свою звездочку я, разумеется, назвала Патриком и сейчас он сушится в кладовке (собираюсь сшить ему штанишки). Вот и причалили мы к берегу Кандалакши. Антистапель (т.е. разборка катамарана), починка вновь пропоротого баллона, перетряхивание оставшихся продуктов и вещей. Сегодня грустный день – двухнедельный поход подошел к концу.

Закрытие: ночь

Эту ночь я, Денис и Зубыч решили провести под открытым небом на берегу Белого моря. Нет ничего лучше, чем просыпаться прохладным ранним утром и, открыв глаза, первым увидеть рассвет над морем. День был исполнен легкой грусти: тихие сборы, переезд на вокзал, ожидание поезда. Осознание того, что приключения закончились, что ребята из нашего экипажа вот-вот уедут, а до моего поезда еще 12 часов и целый незнакомый город, вызывали сожаление. Но я верю, впереди у нас еще не один поход, а это приключение далеко не последнее! Только это будет потом, а сейчас – домой!

Фотографии похода можно посмотреть здесь

Поделиться в социальных сетях:
  • Аватар пользователя Екатерина Зиньковская
  • Автор: Екатерина Зиньковская

Деятельность в компании Оштен-Тур: копирайтер, контент-менеджер. Увлечение туризмом: с 2011 года начала заниматься в Майкопской школе инструкторов спортивного туризма.